
Когда говорят 'кб завод', многие сразу думают о советских моделях типа КБ-100 или КБ-160, но на деле это целая экосистема, где даже старые краны после капремонта могут переиграть новые китайские аналоги. Вот на этом часто подгорают те, кто гонится за дешевизной без понимания нюансов.
Работал с КБ-308 на стройке в Новосибирске - стрела 25 метров, грузоподъемность 5 тонн. Казалось бы, древность, но при своевременной замене тросов и контроле сварных швов на поворотной платформе он отработал три года без простоев. Главное - не пропустить коррозию в узлах крепления противовеса.
Сравнивал с новым SCM - итальянцы сделали удобную систему управления, но запас прочности металлоконструкций у КБ выше. Хотя электронику приходится переделывать почти всегда: родные пульты уже не найти, ставим современные частотные преобразователи.
В прошлом месяце видел КБ-405 1987 года выпуска, который прошел модернизацию у ООО Шэньси Тяньци Век Трейд - заменили механизм поворота, добавили анемометр. Ребята с их сайта tqequip.ru объяснили, что берут только краны после обследования на базе в Шанхае, где проверяют раму на остаточные напряжения.
Самая грубая - не проверить историю ремонтов. Как-то взяли КБ-160 с 'косметическим' ремонтом - покрасили, заменили кабину. А при нагрузке 3 тонны дал трещину в узле крепления стрелы. Хорошо, что обошлось без жертв.
Сейчас всегда требую протоколы ультразвукового контроля основных сварных швов. Особенно в местах перехода от башни к поворотному механизму - там усталостные трещины часто прячутся под слоем краски.
Ребята с tqequip.ru в таких случаях сразу показывают архив дефектовок - у них на складе в Сиане каждый кран разбирают до основания. Это дороже, но зато не приходится потом останавливать объект из-за внезапного ремонта.
С анкерными болтами вечная головная боль - на некоторых заводах делали нестандартные шаги резьбы. Приходится заказывать переходные плиты или фрезеровать новые отверстия. Один раз переделывали фундамент потому что геометрия не сошлась на 2 см.
Электрику меняем почти всегда - старые релейные схемы ненадежны. Ставим немецкие блоки управления, но приходится пересчитывать нагрузки - современная электроника чувствительнее к вибрациям.
Вот где пригодился опыт ООО Шэньси Тяньци Век Трейд - они поставляют краны уже с адаптированными электрическими схемами. Правда, для российских сетей приходится дополнительно ставить стабилизаторы - у них напряжение стабильнее.
С запчастями к КБ сейчас парадокс - некоторые детали проще найти на разборках в Германии, чем у нас. Особенно шестерни механизма передвижения - их изготавливали всего на двух заводах.
Ребята с их китайских складов иногда предлагают альтернативные варианты - например, вместо родного тормоза на лебедке ставят корейский аналог. Работает не хуже, но приходится переделывать крепления.
Самый сложный случай был с КБ-573 - искали мотор-редуктор полгода. В итоге ООО Шэньси Тяньци Век Трейд нашли аналог от Liebherr, но пришлось полностью менять кинематическую схему.
Считаю, что брать старый КБ в аренду выгоднее покупки нового только если срок проекта больше двух лет. И то - при условии качественного техобслуживания.
В их парке из почти 100 кранов есть машины с полным техобслуживанием - это удобно когда нет своих механиков. Но важно смотреть договор - кто отвечает за внезапные поломки из-за износа.
Один раз столкнулся с хитростью - в договоре аренды прописана замена расчалов за счет арендатора. Пришлось торговаться - на высотных работах это существенная статья расходов.
Сейчас многие переходят на китайские краны типа Zoomlion, но для точечных работ в стесненных условиях КБ все равно незаменимы. Особенно модификации с нижним противовесом.
Интересно как ООО Шэньси Тяньци Век Трейд решают проблему с обучением операторов - старые краны требуют другого подхода к управлению. Говорят разрабатывают тренажеры на базе реальных кабин.
Думаю лет через пять придется окончательно переходить на современные аналоги - запчасти к КБ становятся раритетом. Но пока их надежность и ремонтопригодность перевешивает.