
Когда слышишь 'производители кранов', сразу всплывают Liebherr или Potain, но редко кто задумывается, что 70% стройплощадок в РФ работают на б/у технике - вот где кроется реальный рынок.
В 2018 мы закупили партию XGMA - внешне солидно, цена радовала. Но через полгода эксплуатации в морозы подшипники стали сыпаться как орехи. Пришлось экстренно менять на SANY, хотя их сервисная сеть тогда только формировалась.
Сейчас китайцы сильно прогрессируют - Zoomlion уже дает 5 лет гарантии на гидравлику, но менталитет поставщиков все равно отличается. Ждешь запчасть месяц, а тебе присылают не тот артикул, потом еще два месяца переписки.
Наш склад в Сиане как раз стал ответом на эту проблему - держим там 15+ кранов постоянно, оттуда быстрее везти, чем ждать нового производства.
Вот где настоящая битва производителей кранов - не в каталогах, а на вторичке. Берем 10-летний Liebherr 126 EC-H, меняем тросы и электронику - и он еще отработает столько же. Но с китайскими моделями сложнее - после 8 лет эксплуатации резко падает ликвидность.
Наша статистика по Шанхайскому складу: из 100 кранов 70% - это SANY и Zoomlion, остальное - европейцы. Интересно, что российские заказчики сейчас чаще берут б/у Potain, чем новые Chinese-бренды, даже при равной цене.
Кстати, про производители башенных кранов - европейцы стали делать упор на дистанционное управление, а китайцы все еще наращивают грузоподъемность. Но на практике наши клиенты редко используют функции сложнее ограничителя нагрузки.
Когда мы начинали в ООО Шэньси Тяньци Век Трейд, думали - главное купить дешевле. Оказалось, доставка из Китая съедает 30% экономии. Особенно с башенными кранами - каждый метр стрелы это отдельная головная боль с таможней.
Сейчас оптимизировали: собираем партии на складе в Сиане, оттуда контейнерным поездом в Москву. Но в прошлом месяце снова засада - один кран не прошел по габаритам в тоннеле, пришлось разбирать прямо в пути.
Наш сайт tqequip.ru изначально создавался как каталог, но теперь там половина функционала - онлайн-расчет логистики. Клиенты сразу видят конечную цену с доставкой до площадки.
За 15 лет перебрали все возможные поломки. Самое неприятное - когда производители кранов меняют конструкцию без предупреждения. В 2020 году SANY поменял блок управления на серии STC800 - старые запчасти перестали подходить, пришлось экстренно искать альтернативы.
С европейской техникой проще - там есть каталоги запчастей на 20 лет вперед. Но цена... Один датчик перегрузки на Liebherr стоит как целый редуктор на XCMG.
Наши механики вообще шутят - китайские краны собираются на совесть, но проектируются так, чтобы их нельзя было починить кустарными методами. Каждое ТО требует специнструмента.
Когда расширялись до 100 кранов в парке, думали - главное считать доходность по каждому аппарату. На практике оказалось, что проще иметь 10 надежных Liebherr, чем 30 китайских с постоянными простоями.
Сейчас наш флот на 60% состоит из SANY - золотая середина между ценой и надежностью. Но для сложных объектов (высотки, стесненные площадки) все равно держем несколько Potain MDT - их система точного позиционирования незаменима.
Кстати, про производители башенных кранов - китайцы до сих пор не могут повторить систему безопасного монтажа от европейцев. На прошлой неделе снова получили уведомление об отзыве партии ZOOMLION - проблема с ограничителем высоты.
Сейчас вижу тренд - крупные производители кранов активно покупают мелкие бренды. Например, SANY поглотил несколько немецких инжиниринговых компаний - видимо, хотят перенять технологии.
На нашем уровне это пока не ощущается - клиенты по-прежнему смотрят на цену и наличие. Но через 5 лет, думаю, придется перестраиваться - либо в сторону премиум-сегмента, либо в глубокую специализацию на определенных типах кранов.
Кстати, наш опыт с сайтом tqequip.ru показал - российские заказчики стали чаще интересоваться не просто техникой, а комплексными решениями 'кран + обслуживание + запчасти'. Возможно, это и есть будущее - уходить от простой аренды к сервисным контрактам.